В Казахстане в 2011 году была проделана, и продолжается огромная работа в нефтегазовом секторе.
Казмунайгаз в январе сообщил о том, что по итогам 2010 года объемы переработки выросли на 13%.
Вместе с тем растут объемы сырья, поэтому будет расти и переработка.
Серьезный кризис в топливной сфере заставил власть РК взяться за решение этой проблемы.
Добавьте к этому объем убытков, которые показал Казмунайгаз в полугодовом отчете. По состоянию на 1 июля 2011 г. консолидированный объем переработки нефти (в т.ч. TRG) составил 7,4 млн. тонн нефти, что на 5% меньше аналогичного показателя прошлого года.
И К. Масимов, и С. Мынбаев тогда выглядели очень озабоченными. Масла в огонь добавляли бастующие в Озенмунайгазе.
Почему раньше не задавались вопросы: можно ли модернизировать НПЗ? Почему такая зависимость от российского высокооктанового бензина?
Несмотря на острую полемику, Казахстан выбрал развитие. Волевым усилием Шымкентский НПЗ был остановлен на модернизацию.
19 ноября с соблюдением графика Миннефти ПетроКазахстан завершил все плановые ремонтные работы.
Шымкентский НПЗ запустил установки первичной перегонки нефти и приступил к началу выработки продукции.
Пуск и вывод на режим остальных производственных установок запланирован в соответствии с технологией производства.
По сообщению ПетроКазахстан, «все ремонтные работы и инвестиционные проекты направлены на улучшение деятельности завода и повышение надежности его оборудования для обеспечения будущей качественной и бесперебойной деятельности НПЗ».
24 ноября пришли позитивные новости с Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ), куда поступила первая партия казахстанской нефти с месторождений Актюбинской и Кызылординской областей в объеме около 30 тыс тонн.
Пикантность ситуации в том, что завод изначально проектировался и строился под переработку исключительно российской нефти, но из-за угрозы введения экспортной пошлины большинство российских нефтяных компаний приостановили оформление поставок нефти на НПЗ в Казахстане.
И Казахстан был вынужден переориентировать завод на казахстанскую нефть.
Пока ПНХЗ, при переработке казахстанской нефти сталкивается с проблемой высокого содержания в нефти газов, в связи с чем в производство ввелась схема защелачивания газов.
Если завод планирует и дальше перерабатывать казахстанскую нефть, то в будущем придется останавливать битумное производство и отказаться от производства авиакеросина из-за отсутствия технологий по изготовлению авиатоплива из отечественной нефти.
Однако пути развития завода понятны, нужно увеличивать глубину переработки, ставить установку по изомеризации, получать нефтяной кокс.
Тогда можно будет и об авиакеросине казахстанском подумать.
Тем не менее, ПНХЗ является единственным в Казахстане производителем крупнотоннажного битума и с началом строительства дороги Западная Европа - Западный Китай спрос на него будет только расти.
Довольный технический директор ПНХЗ Е. Двуреков сообщил, что «в декабре завод планирует получить и переработать до 350 тыс тонн казахстанской нефти».
На этом аппетиты Казахстана не утолились. Как раз 24 ноября, когда был запущен ПНХЗ, в Астане прошла встреча премьер-министров К. Масимова и Н. Азарова.
Договорились построить на Украине казахстанский НПЗ и зерновой терминала в украинском порту.
Некая логика в этом есть. После подписания договора о создании зоны свободной торговли стран СНГ казахстанская нефть может спокойно и беспошлинно поступать в Украинские НПЗ.